Пожарная безопасность производственных и складских объектов

Объекты производственного и складского назначения во многих случаях имеют повышенную пожаровзрывоопасность. Об этом свидетельствует статистика пожаров. Так, из почти 220 тыс. пожаров, ежегодно регистрируемых в России, около 3,5% приходится на производственные здания, 0,5% — на склады и базы производственных предприятий. При общих потерях от пожаров, оцениваемых примерно в 50 млрд.р., доля указанных объектов составляет соответственно 6,2% и 18,2%.

Приведем некоторые усредненные цифры применительно к производственным объектам (цифры в скобках — число погибших и травмированных) по местам пожара:

  • галереи, эстакады — около 100 пожаров (0-1);
  • наружные технологические установки — около 300 (6-27);
  • емкость, резервуар — около 300 (10-46);
  • котельные — более 800 (29-57), в т.ч. на промобъектах — около 500 (13-36);
  • промышленные объекты — около 5500 пожаров (250-250), в т.ч.:
    • складские помещения — более 800 (13-16),
    • производственные помещения — более 1000 (46-89),
    • подсобные производственные помещения — около 1300 (60-42),
    • помещения для транспорта — более 1200 (20-51),
    • подсобные помещения — более 1100 (>100-40).


Информация по пожарам вне зданий производственных объектов:

  • нефтепровод — до 15 в год,
  • газопровод — 15-25,
  • нефтебаза — 50-90,
  • наружные технологические установки — 600-650,
  • производственные открытые склады — 50-100.


В отношении производственных объектов — в год фиксируется всего 200 — 260 пожаров (примерно 0,1% от общего числа пожаров), где имелась пожарная автоматика, причем почти в 80% случаев это установки охранно-пожарной и пожарной сигнализации. Согласно отчетности установки пожарной сигнализации примерно в 60% случаев выполнили свою задачу, а охранно-пожарной — более чем в 70% случаев. При этом весьма труднообъяснимая цифра — из числа погибших и травмированных практически 100% приходится на пожары, где считается, что охранно-пожарная сигнализация свою задачу выполнила. Можно предположить, что это связано с отсутствием блокирования системы АПС с СОУЭ или отсутствием последней, хотя НД такие системы предусмотрены для многоквартирных жилых зданий, большинства типов общественных зданий и сооружений, а применительно к производственным — в СНиП 32-03-2003 «Производственные здания», СНиП 31-04-2001 «Складские здания», СНиП 21-03-2003 «Подземные хранилища газа, нефти и продуктов их переработки», СНиП 21-02-99 «Стоянки автомобилей» и др.

Особую опасность представляют объекты в стадии строительства (на строящихся объектах происходит в год до 1 тыс. пожаров), когда, несмотря на нормативные требования, меры пожарной безопасности сведены до минимума, а контингент рабочих-строителей, как правило, только усугубляет ситуацию. Так, 27 февраля с.г. при пожаре в 2-х уровневых бытовках в Духовском пер. погибли 7 рабочих.

Оценка категорий производств и наружных установок проводится согласно требованиям НПБ 105-2003 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности».

В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ эксплуатация взрывоопасных производственных объектов и эксплуатация пожароопасных производственных объектов относится к лицензируемым видам деятельности.

На практике нередко встречается ситуация, когда для объектов нормативные документы отсутствуют или могут использоваться частично со значительными отступлениями, что существенно усложняет их проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию. Кроме того, на практике часто проектная документация разрабатывается и согласовывается одновременно собственно со строительством, а в процессе реализации проекта в целях экономии средств допускается замена систем противопожарной защиты (ППЗ) на более дешёвые и менее надежные.

Отсюда вытекает значимость систем ППЗ зданий и сооружений, применения современных технологий пожаротушения и ликвидации аварийных ситуаций, использования высокоэффективного противопожарного оборудования и огнетушащих средств, что касается как проектировщиков, так и эксплуатационников.

Исходя из этого, большое значение имеет деление здания на пожарные отсеки и защита проемов в противопожарных преградах. Особенно это касается производственных зданий, где один из основных принципов противопожарной защиты — объемно-планировочные и конструктивные решения, существенно ограничивающие возможность развития пожара или его опасных факторов из одной части здания в другую, создание условий для безопасной эвакуации людей и успешного тушения пожара.

Имеют место случаи, когда угроза людям на объекте установлена, а требования в НД по обеспечению их безопасности отсутствуют, либо они не эффективны. Примером может служить наличие угрозы людям в помещениях категорий А, Б и В1-В4, в которых может произойти взрыв, когда критические значения ОФП наступают мгновенно. Особенно опасны в этом отношении помещения категорий В1-В4, где может произойти взрыв с избыточным давлением менее 5кПа, поскольку для помещений категории В не предусмотрены мероприятия по снижению нижнего концентрационного предела распространения пламени (НКПР), а также по взрывозащите и предотвращению распространения пожара в соседние помещения категорий В1-В4. К такой же ситуации относятся случаи возможного взрыва (быстрого распространения пожара) в вентиляционных воздуховодах, каналах, шахтах и пустотах.

Поскольку работа по выбору эффективных решений противопожарной защиты достаточно непростая, то для снижения административных барьеров следует руководствоваться ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» (приказ МЧС России от 18 июня 2003г. N313, зарег. в Минюсте 27.06.2003г. рег. N4838, введены с 30.06.2003г.), где впервые введено положение о том, что руководители организаций на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений. Требуемый уровень ОПБ должен быть обеспечен выполнением требований НД по пожарной безопасности (традиционный административный подход) или обоснован и составлять не менее 0,999999 предотвращения воздействия опасных факторов в год в расчете на каждого человека. Такой метод впервые был утвержден в приложении 2 ГОСТ 12.1.004-91* «ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования". Однако нужно учесть, что вероятностная оценка угрозы людям не может быть использована в качестве неоспоримого доказательства при рассмотрении споров в судебных инстанциях.

Вместе с тем, ППБ 01-03 содержит указание на то, что наряду с ними следует руководствоваться и другими НД по пожарной безопасности. Главное место среди таких НД занимает уже названный ГОСТ 12.1.004-91*, в соответствии с требованиями которого каждый объект должен иметь такое объемно-планировочное и техническое исполнение, чтобы эвакуация людей из него была завершена до наступления предельно допустимых значений опасных факторов пожара, а при нецелесообразности эвакуации была бы обеспечена защита людей в объекте» (п.3.3). Расчетное определение критической продолжительности пожара и времени эвакуации не требует применения вероятностных расчетных методов, поэтому может быть использовано в качестве средства доказывания наличия или отсутствия угрозы людям. При этом некоторые специалисты для проведения расчетов могут использовать иные расчетные сценарии развития пожара с учетом п.4.5 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», не принимая во внимание, что эти сценарии в НД отсутствуют и поэтому не являются обязательными для применения. Такие сценарии не могут быть положены в основу обвинений по делам о нарушениях нормативных требований пожарной безопасности.

ППБ 01-03 (приложение 3) также определяют оснащение объекта необходимыми первичными средствами пожаротушения. Соответствующие требования также детализированы, как правило, в ведомственных ППБ. Достаточно исчерпывающая информация по таким Правилам в части оснащения объектов различными системыми противопожарной защиты приведена в изданном НПО «Пульс» Пособии «Требования нормативных документов к пожарно-технической продукции» (рекомендуется пользоваться изданиями 2006 и 2007 года).

Известно, что высокой эффективностью для объектов обладают системы автоматического обнаружения и тушения пожаров. При выборе таких систем следует руководствоваться НПБ 110-2003 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», а также НПБ 88-2001* «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования», другими нормативными документами, в том числе ведомственными, по пожарной безопасности. Следует напомнить, что согласно НПБ 110-2003 объекты, не относящиеся к государственному и муниципальному имуществу, перечисленные в соответствующих пунктах таблиц 1-4, допускается оборудовать автоматической пожарной сигнализацией без устройства автоматических установок пожаротушения. При этом на указанных объектах должна быть обеспечена безопасность находящихся в них людей и устранена угроза пожара и его опасных факторов для других лиц, что должно быть подтверждено расчетами.

Если говорить в целом, то ранее принятые нормативные документы в подавляющем большинстве не учитывают положения ст.46 ФЗ N184-ФЗ от 27.12.02г. «О техническом регулировании» об обязательности исполнения требований в части обеспечения безопасности людей (причем, не только находящихся собственно в объекте, а и участников тушения пожара и др.) и чужого имущества (например, припаркованных транспортных средств, городских коммуникаций энергообеспечения и связи, пожарной техники и т.п.).

Незнание этого приводит к неправильным оценкам отказов от выполнения предлагаемых органами ГПН противопожарных мероприятий, направленных на защиту собственного имущества граждан и предпринимателей. Такие отказы не подлежат квалификации как отступления от требований действующих нормативных документов и при принятии органами ГПН административных мер, включая попытки приостановки в судебном порядке эксплуатации объекта (его части), могут рассматриваться как воспрепятствование законной предпринимательской деятельности.

Следует отметить, что названным выше ФЗ органам исполнительной власти предписано издавать акты только рекомендательного характера, что по существу лишает их возможности даже корректировать ранее принятые НД. В сложившихся условиях Рострой (письмо от 22.12.22003г. N ЛБ-8381/9) и Госстандарт России (постановление от 01.2004г. «О государственных стандартах РФ») определяют НД, принятые до 1 июля 2003 года, как обязательные. Таким образом, сделана попытка придать таким НД статус технических регламентов, хотя это находится в компетенции Госдумы и Президента РФ. В таких случаях на практике российские суды, основываясь на подобной неустойчивой правовой базе, примерно в равном количестве дел трактуют положения СНиП и ГОСТ в строительной области как законные и обязательные, а также наоборот.

С 01 января 2006 года вступила в силу статья 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (с изменениями, внесенными Федеральными Законами N 199-ФЗ, N 210-ФЗ и N232-Ф3) о проведении государственной экспертизы проектной документации. За исключением особо опасных, технически сложных и уникальных объектов (федеральный уровень), такая экспертиза должна проводиться соответствующим органом исполнительной власти (Главгосэкспертиза или ГГЭ) субъекта Российской Федерации. При этом следует учесть, что согласно ст.6 ч.11 ФЗ «О пожарной безопасности» (в редакции согласно ФЗ N232-Ф3 от 18 декабря 2006 года) при строительстве государственный пожарный надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора.

Следует принять во внимание, что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (статьи 9.4, 9.5, 19.5 и др. в редакции ФЗ 232 -ФЗ от 18 декабря 2006 года) предусмотрены весьма серьезные санкции за несоблюдение требований органов ГСН, вплоть до административного приостановления деятельности юридических лиц на срок до 90 суток.

Для проектируемых и строящихся объектов во многих случаях, в том числе с учетом п.1.5* СНиП 21-01-97*, оптимальным решением является разработка Технических условий (ТУ) на проектирование систем противопожарной защиты, которые должны также включать организационно-технические решения для стадии эксплуатации. Необходимо отметить, что в ФЗ от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ «О лицензировании видов деятельности» внесены изменения ФЗ N201-ФЗ от 4 декабря 2006 года, в соответствии с которыми деятельность по предупреждению пожаров исключена из числа лицензируемых. Таким образом, подготовка ТУ, выполнение проектных работ по средствам обеспечения ПБ, проведение экспертизы организационно-технических решений, обучение мерам пожарной безопасности может выполняться по существу любым юридическим или физическим лицом, что фактически отмечено в п.3 Инструкции, являющейся приложением к приказу МЧС России от 16.03.2007г. N 141.

В связи с принятием ФЗ N 232-ФЗ от 18 декабря 2006 года, а также подписанием приказов МЧС России от 16 марта 2007 года N 139 и N 141 (зарегистрированы Министерством юстиции РФ 29 марта 2007 года, рег. N 9171 и N 9172 соответственно), следует отметить, что ТУ на проектирование систем ППЗ для зданий (сооружений), на которые отсутствуют противопожарные нормы, для особо опасных и технических сложных объектов, уникальных объектов подлежат согласованию с Управлением ГПН МЧС России.

Какие-либо дополнительные согласования ТУ названным выше приказом МЧС России не предусмотрены, тем более, что соответствующие полномочия у Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (утверждено Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 года N 286) отсутствуют.

В дальнейшем государственная экспертиза проектной документации большинства объектов проводится согласно ст.49 Градостроительного кодекса РФ (в том числе в части соответствия требованиям пожарной безопасности) и Постановления Правительства РФ от 5 марта 2007 г. N 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий».

В соответствии с Федеральным законом N232-ФЗ от 18 декабря 2006 года внесены изменения в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (признаны утратившими силу абзацы седьмой, восьмой и девятый части седьмой ст.6). В этой связи органы Госпожнадзора утратили право рассмотрения и согласования проектной документации, а согласно ст.55 (п.9 ч.3) Градостроительного кодекса РФ при вводе объекта в эксплуатацию не выдают заключения о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов и проектной документации.

Вместе с тем, в органы ГПН, несмотря на изъятие полномочий по рассмотрению ПД, лучше обратиться хотя бы за консультативной помощью, ведь после ввода объекта в эксплуатацию органы ГПН будут по-прежнему осуществлять соответствующие контрольные функции.

Для ввода объекта в эксплуатацию согласно ст.54 и 55 Градостроительного кодекса РФ необходимо получение заключения органов Госстройнадзора (ГСН) о соответствии требованиям технических регламентов и проектной документации (до 01.01.2007г. эти полномочия осуществлялись органами Госпожнадзора).